Что для меня главное в психотерапии? (И за что же психотерапевты берут деньги?)


Когда я была начинающим терапевтом, многие клиенты задавали мне вопрос, почему психотерапия столько стоит и за что именно клиент платит терапевту. Сначала мне казалось, что за знания и умения. Это не удивительно, ведь я так долго училась и продолжаю учиться :))) Потом я думала, что за внимание и за время,  потому что я очень много времени тратила на работу.  Потом у меня было еще много версий. Иногда этот вопрос ставил меня в тупик. Но это было давно. Я отвечала на этот вопрос десятки раз, при этом каждый раз задавая его себе. За что именно я готова брать деньги?  Что именно является солью моей работы?
 
Этот текст я написала для клиентов, которые спрашивают.  Для своих молодых коллег, которым часто сложно брать деньги и кажется, что они "продают себя".  И для себя, чтобы потом сравнить, как меняется мое восприятие. 
Сейчас  дела обстоят вот как:
Для меня, самое важное в терапии – это КАЧЕСТВО ПРИСУТСТВИЯ. И это именно то, за что я готова брать деньги с клиентов, потому что за ним стоит  большая внутренняя работа. 
Что же такое качество присутствия? 
Когда я погуглила  на эту тему, то нашла много формальных вещей типа открытой позы, взгляда прямо в глаза, пауз в разговоре и всего такого прочего. Но все это только оболочка. Внутри нее есть другие процессы, которой сами собой придают всему правильную внешнюю форму. 
По моему мнению, качество присутствия – это  максимальное присутствие терапевта в процессе и в отношениях с клиентом во время терапевтической сессии.  Это такое состояние терапевта, которое позволяет клиенту сосредоточиться на его, клиента, жизни, на его сложностях и на его личных чувствах так, как клиент не мог бы сосредоточиться в одиночестве.  Наверное, вы знаете, что в жизни бывают такие "терапевтичные" люди, в присутствии которых можно расслабиться,  погрузиться в себя или что-то понять. Такие люди очень часто работают в помогающих профессиях, запросто обрастают множеством друзей или даже становятся гуру.  Еще из них получаются чудесные родители.  Это люди, качество присутствия которых в их собственной жизни и жизни других очень велико. 
Из чего же состоит это пресловутое качество присутствия в терапевтических отношениях?
Из присутствия терапевта своим ВНИМАНИЕМ. Во время сессии все внимание терапевта находится в контакте с клиентом. Оно может быть смещено в сторону проблем клиента, или сосредоточено на контакте между клиентом и терапевтом, или больше погружено в чувства терапевта, если это необходимо, но оно всегда в отношениях. Оно по максимуму там, в сессии.  Терапевт должен сделать так, чтобы во время сессии его ничто не отвлекало. Ни телефон, ни голод, ни жажда, ни желание пойти в туалет, ни какие-то мысли о собственной жизни.  До сессии терапевт должен позаботиться о себе таким образом, чтобы он  мог быть максимально внимателен к клиенту, пока они работают. 
И тогда появляется возможность замечать мелкие детали, которые могут многое изменить. Тогда терапевт может увидеть то, что клиент привычным образом не замечает. Тогда терапевт может сделать шаг назад, и увидеть всю картину целиком. И это очень большая внутренняя работа.
Если вы не верите, то попробуйте в ближайшем же разговоре с кем угодно проверить качество своего присутствия. Сколько раз вы отвлекаетесь? Сколько раз вы начинаете думать о чем-то постороннем, говоря с конкретным человеком? Сколько раз вы берете свой телефон или смотрите на часы? Сколько раз незаметно меняется тема разговора, и в итоге вы не можете закончить начатую мысль?  Можете ли вы не отвлекаться на посторонние звуки, других людей и прочие факторы? Сколько раз телом вы в одном месте, а мыслями в другом?  Случается ли так, что на самом интересном месте вы переключаетесь на другую тему? Бывает ли так, что кто-то может вас "заболтать" до головной боли?  Если все это вам не знакомо, то я вас поздравляю, вы очень внимательный человек. Но я точно знаю, что для высокой концентрации внимания многим людям нужно проделать большую работу над собой.  Вот за эту работу терапевт и берет деньги. 
Кстати, не стоит путать максимальное внимание с назойливостью и нарушением границ. Если вы будете внимательны, вы всегда поймете, когда нужно что-то сказать, а когда просто слушать или вообще отойти в сторону. 
Качество ТЕЛЕСНОГО присутствия. Это очень большая тема. И очень грустная для меня, потому что я вижу по своим коллегам, что не у всех с этим хорошо обстоят дела. Оттого, наверное, многие из них болеют. И я тоже периодически болею,  а потому каждый день выделяю время для работы со своим собственным телом.  На мой взгляд, каждому психотерапевту, да и вообще каждому человеку,  нужно понимать, что происходит в его теле. Ощущать его сигналы и правильно интерпретировать их.  Замечать, когда что-то внутри напрягается, зажимается или болит. И не только замечать, но и работать с этим. Точно ощущать почву под ногами и твердую опору на позвоночник. Замечать свою позу и ее изменения. Замечать, как меняется дыхание, свое и клиента.  Лично мне в этом очень помогает бодинамика и соматическая терапия. И еще медитация, конечно. 
Будучи в контакте со своим телом, терапевт может больше замечать что происходит с телом клиента. Замечать то, что клиент не замечает.  Принимать то, что клиент сам в себе отвергает.  Если клиент что-то не чувствует в себе, терапевт может эмпатически почувствовать это в своем теле и "вернуть" клиенту. Повторив напряжение и позу клиента, терапевт может понять, что чувствует клиент, так как все мышцы в теле связаны с психическими функциями (этому учит бодинамика). 
Также терапевт при необходимости может обнять клиента и при этом целиком и по-честному быть вместе с ним (да, я танцевальный терапевт и гештальт-практик,  а не психоаналитик,  и мне можно иногда обнимать клиентов :)))))
Если вам интересно, то можете попробовать во время общения с кем-нибудь отслеживать свою и его позу. Замечать свое дыхание, напряжения в теле, маленькие движения рук и лица. И в своем , и в теле вашего ви-за-ви. Найдете много интересного. 
В общем, для терапевта все это уууух какая работа! Не только почувствовать что-то рядом с клиентом, но потом еще и разделить, что твое, а что принадлежит клиенту и стряхнуть с себя всех "крокодильчиков", которые переползли от клиента.
Так что, кроме ежедневной практики, примерно раз в месяц я езжу куда-то учиться с погружением.  Это тоже работа, которая достойна оплаты. 
Качество ЭМОЦИОНАЛЬНОГО присутствия. Это тоже большая тема.  Позиция терапевта для меня подразумевает, что он по максимуму эмоционально присутствует в контакте с клиентом. Он открыт своим чувствам и чувствам клиента. Если, ему радостно, он радуется, если грустно, то грустит. Если он злится, то находит способ показать это. Если ему стыдно, он может прожить свой стыд и сказать об этом, не закрываясь. Многие мои коллеги, в моменты, когда им сложно, уходят в так называемую "терапевтическую позицию", то есть начинают отвечать вопросом на вопрос, переключают все на клиента и отказываются говорить о себе. И это происходит не от того, что они супер профессионалы, а от того, что терапевтическая позиция для них – это своего рода убежище. Броня, под которой можно спрятаться от своих чувств и чувств клиента (вернее, от своих чувств в ответ на чувства клиента).  Но на мой взгляд, качественное эмоциональное присутствие – это состояние, когда человек может быть в своих чувствах и одновременно сохранять контакт с другими людьми.  А для этого терапевту нужно очень хорошо знать и принимать себя, уметь называть свои эмоции и жить с ними. Не  так-то это просто.  Лично мне для этого нужно много часов личной терапии.  А еще бывают интенсивы,  терапевтические группы, супервизия и много чего еще  терапевты напридумывали для этого. 
Если думаете, что это просто, вспомните, как бывает у вас. Бывает ли так, что разговаривая с кем-то вы как будто закрываетесь и общение не клеится? Бывает ли так, что вы хотите сказать что-то важное и не говорите? Бывает ли так, что вы давно уже не хотите разговаривать на неприятную тему, но почему-то продолжаете? Случается ли, что после общения с кем-то вы выжаты как лимон?  Встречаются ли вам люди, которые вас бесят, и вы не можете ничего с этим поделать? 

В общем, быть собой во всем этом – большая тоже внутренняя работа, вы начинаете понимать :))))
Еще для меня как для психотерапевта очень важно понимание своих возможностей и ограничений. Осознание, так сказать, своей "терапевтической широты".  Мы не идеальны и не всемогущи. И если терапевт не может помочь клиенту, то он должен это осознавать и честно об этом сообщить.  Если я еще не проработала  те проблемы,  с которыми ко мне приходит человек, то во время работы я могу сама погрязнуть в своих. Это хороший шанс для меня вырасти, но одновременно и опасность для меня и клиента.  Если мне будет сложно работать, я всегда стараюсь предупредить клиента или не начинать терапию.  Некоторым клиентам я не могу помочь и честно об этом говорю. 
Самый важный процесс,  который сильно повышает качество присутствия, – это умение СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ.  У каждого события должен быть кто-то, кто это видит и говорит "да, это происходит".  И тогда событие считается произошедшим. Для заключения брака или контракта между двумя, нужен третий, который будет свидетелем. Маленькие дети всегда приходят к значимым взрослым, чтобы показать результаты своих  дел, и если взрослые видят и принимают это, то и дети могут это принять. 
Психотерапевту очень важно замечать и свидетельствовать события внутренней жизни клиента. Замечать и принимать его изменения. Отмечать,  что клиент делает возможно то же самое действие, что и вчера,  но делает это немного по-другому. Сообщать клиенту  о том, что он сделал еще маленький шаг по невидимой лестнице, ведущей к нему самому.  Думаете, что это просто? Тогда попробуйте рассказать о чем-то хорошем упертому пессимисту. Посмотрим, сколько из того, что вы скажете, он сможет принять. Лично мне, даже имея годы опыта, очень не просто сидеть рядом с человеком в депрессии и говорить ему о том, что даже если все плохо, сам факт его прихода на терапию – это уже победа. 
Свидетельствовать важно точно и безоценочно. То есть просто сообщать о том, что ты видишь, не привнося ничего своего, не пытаясь это ранжировать, оценить или обесценить. Этому навыку хорошо учиться, занимаясь аутентичным движением.  Также этому хорошо учит родительство.

Проверьте себя... Как часто вы смотрите безоценочно на какие-то вещи, не пытаясь их сравнить с чем-то? Насколько вы способны принимать любые действия людей просто как факт? Готовы ли вы говорить, что видели белое, когда вы действительно видели белое, но все вокруг твердят, что это черное? Для всего этого любому человеку, в том числе и психотерапевту, приходится делать большую внутреннюю работу. Нужно найти в себе твердой стержень, чтобы отстаивать свое мнение и одновременно что-то очень большое и мудрое, чтобы безоценочно принимать то, что делает клиент. 
Так вот, на качественное присутствие и безоценочное свидетельствовавшие уже можно нанизывать какие угодно знания и умения. Сотни прочитанных книг, десятки учебных программ,  ту или иную психологическую концепцию. Все это, конечно, поможет, если есть главное. 
Лично я каждый день учусь принимать все истории, которые мне рассказывают.  Учусь смотреть на то, как люди на моих занятиях танцуют, и радоваться самому факту того, что они позволяют себе это.  Ценить каждый сантиметр пути, своего и чужого. 
А главное, я знаю, что моя работа очень помогает людям, потому, что маленькие нюансы меняют всю картину.
И еще я знаю, что качество присутствия важно повышать не только в работе, но и в общении с близкими людьми. И еще его важно повышать в общении с собой.  Важно с каждым днем начинать присутствовать в своей жизни больше и больше – своим вниманием, своими чувствами и своим телом и видеть свои изменения. И результаты не заставят себя ждать. 
P.S. Какой-то текст вовсе не про деньги получился. Но я думаю, что деньги как раз не главное, Они просто приходят к тем, кто любит свою работу. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пятиступенчатая модель позитивной психотерапии Пезешкиана

Десять тезисов о личности Виктора Франкла

СКАЗКА — РАСЧИСТКА ПОДСОЗНАНИЯ